Госзакупки, госконтракты по-новому: возможности, ответственность, мошенничество

sakupki_6

Далеко не все госзакупки проходят идеально гладко. Причем вина может лежать как на одной из сторон, так и являться следствием стечения обстоятельств. Естественно, все это постарались учесть еще на этапе разработки соответствующих норм законодательства. Какие же механизмы обеспечения честности и прозрачности гостендеров существуют и можно ли считать их достаточными? Спросим у эксперта Александра Киреева.


Начнем с антидемпинговых мер. На сегодня при проведении конкурса или аукциона могут потребовать увеличение обеспечения контракта в полтора раза, либо обязать поставщика предоставить доказательства своей добросовестности (из реестра ранее заключенных контрактов). Для последнего достаточно иметь в активе заключенные госконтракты (не менее трех) без штрафов, пени, взысканий и т.д.

Существующую систему сложно назвать совершенной, но в основном она успешно справляется с возложенными задачами и госзакупки по большей части проходят с соблюдением прав обеих сторон. Так, наличие единых требований к поставщикам позволяет принимать участие любому претенденту, при условии, что он им соответствует, и иметь хорошие шансы на победу. Если же в честности конкурса или аукциона возникают сомнения, то тут уже решительные меры должен принимать сам поставщик, направляя жалобы в определенные государственные службы в отведенные законом сроки, например, в ФАС. Это приведет к тому, что гос закупка вернется на более ранний этап проведения или вообще сведется к заключению контракта с данным предпринимателем. Конечно, если нарушения и правда были. Аналогичным образом проверяется и информация на родственность заказчика и участника конкурса, чтобы минимизировать вероятность победы "своих" лиц. В сфере государственных закупок также существует административная ответственность с весьма жесткими нормами. Предусмотрена система штрафных санкций за различные нарушения, начиная с подготовки документации и заканчивая неисполнением контракта.

Мошенничество и гостендеры часто идут рука об руку. К примеру, в области строительства, проектирования около 90% всех контрактов фактически не были обеспечены ничем, так как поставщиками предоставлялись поддельные банковские гарантии. Все риски ложатся на плечи заказчика, объекты могут не быть сданы вовремя, если будут строиться вообще, но деньги, что говорится, "освоены" и все идет своим чередом.

При этом, конечно, контрактная система подразумевает ряд мер, которые направлены на защиту заказчика от недобросовестного подрядчика. И основное здесь – проект контракта, в котором в обязательном порядке прописываются все условия. Если же по каким-то причинам гос закупка в плане текста ключевого документа составлена поверхностно, конечные требования, условия, штрафные санкции и т.д. толком не прописаны, то неприемлемый для заказчика результат во многом обусловлен халатным отношением при подготовке к размещению закупки. Парадокс, но такая скрупулезность повышает вероятность, что госконтракты получат именно добросовестные поставщики, заинтересованные как раз в своевременном и качественном исполнении заказа. Все нюансы учтены, все особенности и требования прописаны – можно начинать работать.

Бывает, что подрядчик не только не исполняет свои обязательства, но и вообще не выходит на контакт. В этом случае дело заканчивается судебными разбирательствами, а сам он вносится в реестр недобросовестных и шансы получить государственный заказ в дальнейшем у него мизерны. Но и заказчик должен аргументировано обосновать при обращении в контролирующие органы, почему он считает, что данная гос закупка не была выполнена. И это возвращает нас к необходимости четко прописывать требования и желаемый результат в условиях контракта.

Стоит оговориться, что даже если гостендеры выигрывают добросовестные подрядчики с опытом работы в сфере госзакупок, риск все равно существует. К примеру, вмешиваются так называемые обстоятельства непреодолимой силы – стихийные бедствия, непредвиденные ситуации, как пожар или нечто подобное. Логично, что подрядчик вроде и не виноват, а по факту работа не выполнена. Хорошо, если объект, движимое имущество и т.д. застраховано по условиям контракта, что компенсирует часть потраченных средств, но так бывает не всегда. Возникающие споры регулируются гражданским законодательством, а обстоятельства непреодолимой силы тоже прописываются в контракте.

Существенно повысить шансы на победу может спец. программа: робот AuSe.

Материал для статьи взят из открытых Интернет-источников.


Опубликовано 01-13-2017